» » » » В помощь молодому преподавателю

 
 
 

В помощь молодому преподавателю

Автор: roza от 25-01-2012, 11:36, посмотрело: 2807

0
Уважаемые коллеги!

Современное развитие экономики ставит на одно из важнейших мест конкурентоспособность - продукции, техники, кадровых ресурсов. В этих условиях человек выступает активным субъектом на рынке труда, имеющим возможность свободно распоряжаться своим капиталом - своей квалификацией.
Все это поставило перед учебными заведениями профессионального образования новые задачи по повышению качества и эффективности обучения, воспитания и развития будущих квалифицированных рабочих и специалистов. Успешная реализация задач возможна при условии высокого уровня постановки учебного процесса, высокого профессионального уровня педагогических кадров.
В распоряжении мастеров производственного обучения и преподавателей имеется неограниченный арсенал педагогических средств эффективного осуществления учебного процесса, вместе с тем в практике присутствуют еще много недоработок и недостатков, снижающих качество педагогического процесса. Многие инженерно-педагогические работники, являясь высококвалифицированными специалистами в соответствующей профессии, не имеют специального педагогического образования, и устоявшегося педагогического опыта.
В материале отражены и раскрыты современные подходы к планированию и анализу учебного занятия. Изучение пред-ложенного материала поможет Вам в следующем:
• Повышению педагогической эрудиции, педагогического мастерства;
• Непосредственно использовать рекомендации, советы, правила в условиях конкретной педагогической деятельности;
• Оценивать собственные достижения в области обучения, воспитания и развития учащихся сквозь призму материалов, содержащихся в пособии.

Предметом изучения становится анализ занятия с позиций современных подходов к его организации, а именно:
• рассмотрение основных методов обучения и воспитания:
• проектирование современного урока;
• методика научного анализа учебно-воспитательного занятия.

По окончанию освоения учебного материала вы сможете:
• понять особенности организации учебного занятия в новой модели профессионального образования, ориентированного на результат.
• проектировать учебное занятие с позиций современных подходов к его организации.
• использовать методики научного анализа учебного занятия, как инструмента профессиональных затруднений инженерно - педагогических работников.
• осуществлять подбор содержания методической работы, форм и методов ее организации в соответствии с выявленными профессиональными затруднениями педагогов и спецификой учреждения.

Сущность технологического подхода к обучению

Под технологизацией обучения понимается решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению, иными словами это составление полного набора учебных целей, подбор критериев их измерения и оценки, точное описание условий обучения.

Этапы технологического подхода к обучению:
1. Постановка целей и их максимальное уточнение формулирование учебных целей с ориентацией на достижение резуль-татов.
2. Подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями.
3. Оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.
4. Заключительная оценка результатов.

Задание 1. Обсудите прочитанное в команде на предмет соответствия реализуемого на практике и технологизированного образовательного процесса.

Ключевые аспекты системы профессиональной подготовки будущих специалистов

Краткая характеристика содержания профессионального обучения

Базовые общеобразовательные дисциплины
• создают среду для становления и развития личности и являются обязательными для изучения. Это родной язык и лите-ратура, казахский язык и литература/русский язык и литература, иностранный язык, математика, информатика, история, обществознание, естествознание, физическая культура. Содержание базовых предметов определяется в соответствии с ГОСО РК-2007.
• В рамках профильного компонента организуется изучение профильных предметов, согласно образовательным интере-сам и потребностям обучающихся.
• Общеобразовательная подготовка реализуется на 1 и 2 курсах обучения.

Профессиональная подготовка включает общепрофессиональные и профессиональные компоненты
• Общепрофессиональный компонент обеспечивает формирование и развитие общепрофессиональных компетенций, востребованных в рамках различных групп профессий, специальностей.
• Профессиональный компонент направлен на формирование и развитие специальных компетенций конкретной профессии, специальности.
• Предусматривается обучение на трех уровнях. Профессиональное и техническое образование 1 и 2 уровней реализует-ся в профессиональных лицеях.
• В профессиональных колледжах реализуются все три уровня профессионального и технического образования.
• Содержание учебных программ первого уровня обеспечивает:
- на первом уровне изучение интегрированных курсов по общеобразовательным предметам, являющимся профилирую-щими для успешного освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин;
- производственное обучение по приобретению профессиональных навыков;
- по итогам освоения 1 уровня обучающимся присваивается профессиональная квалификация (разряда, класса, катего-рии) по конкретной профессии.
• Содержание учебных программ технического и профессионального образования 2 уровня предусматривает овладение более сложными (смежными) профессиями, специальностями и практическими навыками выполнения работ технического и обслуживающего труда во всех отраслях экономики, связанных с высокими технологиями. С этой целью предполагается:
- изучение общегуманитарных, экономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин;
- производственного обучения и профессиональная практика по приобретению и закреплению профессиональных навы-ков;
- по итогам освоения 2 уровня обучающимся присваивается профессиональная квалификация повышенного уровня по конкретной специальности
• Содержание образовательных учебных программ технического и профессионального образования 3 уровня обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов технического труда, их переподготовку и повышение квалификации:
- изучение учебных программ технического и профессионального образования, интегрированных с образовательными программами 1-2 курсов высших учебных заведений;
- по завершении двухлетнего обучения и прохождении промежуточной аттестации обучающимся присваивается достиг-нутый уровень профессиональной квалификации (разряд, класс, категория) по конкретной специальности;
- по завершении трехлетнего обучения и прохождении промежуточной аттестации обучающимся присваивается повы-шенный уровень профессиональной квалификации по конкретной специальности;
- по завершении полного курса обучения и прохождения итоговой аттестации обучающимся присваивается квалифика-ция специалиста среднего звена;
• Профессиональная подготовка реализуется на протяжении всего периода обучения в профессиональных лицеях и кол-леджах.
Условия компетентностного подхода
1. Деятельностный характер обучения («пространство реального действия», когда создается определенный продукт).
2. Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучаемого за процесс и ре-зультаты своей деятельности.
3. Создание условий для понимания обучающимся собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели.

Задание 2. Проведите сравнительный анализ учебно-воспитательного процесса в своем учреждении, ответив на вопрос: реализуются ли у вас ключевые аспекты деятельности по подготовке будущих специалистов?

Планирование урока

Урок - это система, взаимообусловленной организационной и учебно-воспитательной деятельности преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся, направленная на достижение цели и задач профессионального образования. Для урока характерны четкость цели и содержания, неразрывность обучающих, воспитательных и развивающих задач, рациональное сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся, организационная четкость, руководящая роль педагога.
Структура учебного процесса
1. Получение информации (40%учебного времени):
• Постановка учебной задачи перед обучающимися;
• Изложение новых знаний или самостоятельная работа учащихся по их приобретению.
2. Освоение информации (40%):
• Закрепление знаний, умений и навыков на практике.
• Применение знаний, умений и навыков на практике.
3. Контроль (5-10%).
4. Коррекция процесса рассогласования (10-15%): Проверка усвоения знаний на практике.
Задание 3. Проведите сравнение ваших уроков с предложенной структурой. В чем рассогласование?

Современные подходы к организации занятия

Задание 3.
(самоконтроль)
Перечислите признаки современного урока?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сравните составленный перечень с эталоном правильного ответа.
В чем расхождения? Обоснуйте их.

Проектирование учебных занятий рассматривается как акт целеполагания и конструирования на основе общей модели взаимодействия педагога и ученика.
Неформально составленный проект учебных занятий обязательно предусматривает следующие основные положения:
• Отражает единство учебной и воспитательной направленности учебных занятий с учетом их развивающего значения
( человек развивается в деятельности);
• Учитывает объективный характер взаимосвязи учебно-воспитательной деятельности педагога с учебно-познавательной деятельностью учащихся, то есть учитывает, что ученик - активный субъект учебно-познавательного процесса;
• Отражает основные виды и этапы деятельности педагога и учащихся на занятиях;
• Учитывает реальное время планируемого занятия;
• Является не формальной отпиской, а рабочим документом, помогающим педагогу не только в проведении настоящего учебного занятия, но и в последующем анализе и оценке его эффективности;
• Оптимален по объему (не потрачено много времени на его описание и оформление).
При целеполагании педагог должен помнить:
• Цель должна быть реалистична, целесообразна, актуально достижима за конкретное время;
• Цель косвенно отражает структуру и тип намеченного занятия:
- по приобретению новых знаний и умений;
- по совершенствованию, развитию и закреплению знаний и умений;
- по выработке определенных устойчивых навыков профессиональной деятельности.
Другими словами, цель - это намеченный результат в итоге изучения определенной темы.
Главная дидактическая цель отражает:
• какие теоретические знания получат учащиеся;
• какие специальные умения у них будут сформированы;
• какие навыки развиты, усовершенствованы и тому подобное, в зависимости от типа и вида учебного занятия.
Формулировки типа: «Рассказать учащимся о …», «Познакомить их с ....», «Дать понять о ...» и тому подобные - это часть правильной, грамотно поставленной дидактической цели.
Важно не просто «дать понять...», а научить анализировать, определять, вычислять, измерять, решать, изготовлять и так далее.
Цель отражает примерно следующее:
• какие понятия (правила, законы, действия) должны усвоить учащиеся и на каком уровне;
• как будет раскрыто содержание определенного понятия профессиональной деятельности и его основных признаков;
• какие действия по специальности должны научиться выполнять;
• что должны будут научиться определять и тому подобное;
• какие выводы должны будут научиться делать;
• что должны научиться разрабатывать.
Педагог планирует какие формулировки, правила, понятия должны усвоить обучаемые и на каком уровне (различение, понимание, применение, анализ, синтез, оценка), должны научиться решать, алгоритм каких действий должен быть у них отра-ботан, что должны будут уметь делать, обосновывать и применять на практике.
Целесообразно формулировать дидактическую цель и комплекс учебных, воспитательных и развивающих задач, которые решаются на занятии:
• Обучающая: что необходимо отработать, изготовить, закрепить и т.д.
• Воспитывающая: какие навыки культуры отрабатываются и т. д.
• Развивающая: анализировать, определять, вычислять, измерять, решать, и так далее.

Задание 4.
Попробуйте сформулировать цель и задачи учебного занятия:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примерная структура проектирования современного учебного занятия:
• Тема планируемого занятия и дата его проведения.
• Цель и задачи занятия.
• Тезисное обоснование.
• Ожидаемые результаты.
• Структура плана педагогической и учебно-познавательной деятельности с вычленением основных видов действий преподавателя и обучаемого:

Форма плана:
Текущее время занятия Действия преподавателя Действия обучаемых Используемые средства (наглядные пособия, аудиовизуальные средства)


Продумывается при помощи каких способов и средств обучаемый будет осуществлять процесс познания.
Исключается заполнение третьей колонки «слушают».
Проектирование активной, творческой учебно-познавательной деятельности учащихся на предстоящем занятии является весомым вкладом в дело фактической, а не формальной реализации принципа развивающего обучения на практике.

Структура занятий
Каждый тип урока имеет свою структуру, которая отображает особенности организации урока в соответствии с его дидактической целью и задачами, включая следующие элементы:
1. Комбинированный урок:
- организационный этап;
- проверка домашнего задания и повторное изучение материала или активизация необходимых знаний для изучения но-вого материала;
- изложение нового материала;
- закрепление знаний и умений учащихся;
- подведение итогов;
- дифференцированное домашнее задание.
2. Урок изучения нового материала:
- организационный этап;
- активизация необходимых знаний для изучения нового материала;
- изучение нового материала (изложение в готовом виде или поэтапное изучение учащимися при выполнении самостоя-тельных заданий);
- закрепление знаний и умений учащихся;
- подведение итогов;
- дифференцированное домашнее задание.
3. Урок обобщения и систематизации знаний:
- организационный этап;
- выполнение самостоятельных заданий с повторением материала и обобщением знаний;
- подведение итогов;
- дифференцированное домашнее задание.
4. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков:
- организационный этап;
- выполнение заданий учащимися;
- подведение итогов;
- дифференцированное домашнее задание.
5. Урок формирования и совершенствования умений и навыков:
- организационный этап;
- повторение раннее изученного учебного материала; самостоятельное решение задач;
- подведение итогов;
- дифференцированное домашнее задание.

Структура традиционного практического занятия:
1. Организационный момент.
2. Активизация знаний по теме.
3. Объяснение задания обучающимся.
4. Инструктаж.
5. Самостоятельная работа и текущий инструктаж.
6. Итоговый контроль.
7. Домашнее задание.

Самостоятельная работа обучающихся
1 уровень - подготовительный, ознакомительный. Обучающийся знакомится с приемами самостоятельной работы.
2 уровень - репродуктивный. Обучающийся репродуцирует, то есть воспроизводит то, что ему уже знакомо или то, с чем он познакомился сам.
З уровень - учебно-поисковый или частично-поисковый. Обучающийся выполняет частичный самостоятельный поиск данных, сведений и т.п. для решения или выполнения определенного задания.
4 уровень - экспериментально-поисковый. Обучающийся самостоятельно проводит эксперимент.
5 уровень - теоретико-экспериментальный. Обучающийся обобщает экспериментальные данные самостоятельно или с помощью преподавателя, делает доклад по результатам эксперимента.
6 уровень - теоретико-практический. Обучающийся на основе проведенных исследований готовит курсовую работу.

Самостоятельная работа в сотрудничестве с преподавателем
(контролируемая работа)
Задачи:
- Совершенствование умений и навыков, в том числе исследовательских.
- Обобщение и повторение пройденного материала.
- Применение полученных знаний, их пополнение и расширение.
- Обеспечение основных условий творческой деятельности: обмен и борьбу мнений, свободу критики.
Роль преподавателя:
- подобрать индивидуальные задания для выбора;
- обеспечить всех необходимыми средствами обучения;
- подсказать более рациональный путь при выполнении заданий;
- дать консультацию отдельному студенту или группе студентов.

Творческая деятельность – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.
Творчество в познавательной деятельности обучающегося – нестандартность мышления и деятельности, в результате чего рождается новое полезное решение или продукт деятельности.
Основа творчества – внутренняя мотивации (интерес), воображение, гибкость ума, дивергентное мышление (обнаружи-вать расхождения), воля, деятельность и трудолюбие.
Фазы творчества:
• подготовка,
• созревание идеи,
• озарение,
• проверка своей идеи,
• воплощение в действительность.

Современные формы и методы обучения
• Форма обучения - это организационное взаимодействие обучающего и обучаемого. Главное - характер взаимодействия в ходе получения ими знаний и формирования умений и навыков. К формам организации обучения можно отнести очную, заочную, вечернюю. К внутрипредметным формам обучения относят: лекция, семинар, практическое занятие, производственная практика, консультация и т.д.
• К формам работы, используемым на занятии можно отнести: индивидуальную, фронтальную, индивидуально-групповую.
• Метод (исследование) - это способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины, способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В качестве метода могут выступать система операций при работе, приемы научного исследования и изложения материала, приемы художественного отбора, обобщения и оценки материала и т.д. Метод обучения предполагает цель преподавателя и его деятельность имеющимися у него средствами; в результате возникает цель ученика и его деятельность имеющимися у него средствами.
• Методы имеют два уровня: общедидактический и частнодидактический (частнопредметный).
• Частнопредметный: то, что на общедидактическом уровне называют приемами, способами, формами обучения. Отсюда и смешанные понятия методы и формы.

Задание 5. В чем по-Вашему основное отличие метода от формы обучения?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 6.
( взаимоконтроль)

Дайте характеристику следующим общим дидактическим методам обучения:
объяснительно-иллюстративный метод:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
репродуктивный метод:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
частично-поисковый метод:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
метод проблемного изложения:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
исследовательский метод:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
метод проектов:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Составьте перечень известных Вам активных методов обучения, в чем их особенности?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Материал из учебного пособия «Технологизация процесса профессионального обучения: Планирование и анализ урока».
Составитель: Бугина И.С. – доцент, зав. Кафедрой УТ и ППО. Караганда 2009г.

Категория: Информация » Методический кабинет » Методический кабинет

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 
Заказать звонок