» » ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ТЕМИРТАУСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

 
 
 

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ТЕМИРТАУСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Автор: admin от 30-10-2014, 15:17, посмотрело: 10770

16 Темиртауский политехнический колледж – одно из крупнейших средних профессиональных учебных заведений республики. Учебное заведение создано в 1997 году на базе Темиртауского строительного техникума, открытого в 1955 г. путем слияния Темиртауского химико-механического, Актауского индустриального и Темиртауского политехнического колледжей. Самое главное наше достояние - это более тридцати тысяч выпускников.
В преддверии вхождения Казахстана во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и в соответствии с Планом работ по переходу казахстанских предприятий на международные стандарты качества ИСО серии 9000 и 14000, а также реализацией Государственной программы развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012годы вопрос внедрения системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями СТ РК ИСО 9001- 2001 в Темиртауском политехническом колледже стал очень актуальным.
Поэтому администрация колледжа в лице директора ТПТК члена –корреспондента МАНЭБ, профессора кандидата технических наук Оралбекова Куанышбека Иманбековича вышла на коллектив с инициативой начать работу по разработке и внедрению в деятельность КГКП «Темиртауский политехнический колледж» системы менеджмента качества в соответствии с требованиями СТ РК ИСО 9001-2001.
Коллектив данную инициативу поддержал. Так приказом директора за № 64 от 29.09.2007 в ТПТК была начата работа по разработке и внедрению СМК, заключен договор с ТОО КРСП «Интерсертифика – Центр Азия» для проведения анализа действующей системы управления в колледже и предоставления информационно-консультационных услуг. Контроль за исполнением приказа и ответственность за проект внедрения СМК взял на себя директор ТПТК.
На основании результатов анализа сложившейся системы управления колледжа, проведенного ТОО КРСП «Интерсертифика Центр-Азия», а также изучения нормативной базы, было сделано заключение, что действующая в колледже система управления на 88 % соответствует требованиям, предъявляемым к СМК организаций стандартом СТ РК ИСО 9001 – 2001.
Какой же объем работы уложился в оставшиеся 12 % ?
Прежде всего это:
- обучение и вовлечение всего коллектива;
- разработка плана реализации СМК;
- создание и инструктаж проектных групп;
- построение СМК;
- внедрение СМК;
- контрольная проверка действующей СМК.
В соответствии с графиком разработки документации СМК нами было разработано вновь и пересмотрено 126 документов, тираж составил 1077 экземпляров. И это все реально работающие документы, внедрённые в этом году.
В пакет документы СМК ТПТК вошли:
- Политика в области качества (которая размещена на нашем сайте www. temp. kz.);
- Кодекс чести преподавателя ТПТК;
- Цели в области качества;
- Процессный ландшафт;
- Матрица ответственности;
- Руководство по качеству;
- Методические инструкции;
- Карты процессов;
- Документированные процедуры;
- Положения о подразделениях;
- Положения об объединениях;
- Положения о дополнительных функциональных обязанностях;
- Должностные инструкции.
К разработке документов было подключено все высшее руководство, руководители структурных подразделений, ведущие преподаватели, сотрудники. Всего более 40 человек. Создан и ведет работу координационный совет, прошли обучение и осуществляют контроль за действующей СМК внутренние аудиторы.
Контрольный сертификационный аудит проводился 3-4 июля 2008 года. Учебное заведение достойно прошло эту проверку, по результатам которой был выдан сертификат соответствия за номерам 01536, от 15 июля 2008 г, подтверждающий, что система менеджмента качества применительно к предоставлению образовательной услуги в сфере подготовки специалистов среднего профессионального образования соответствует требованиям СТ РК ИСО 900-2001 «Система менеджмента качества. Требования». (за исключением п.п. стандарта п.п. 7.5.2, и 7.5.5 )
Что дало нам внедрение этой системы ?
Прежде всего - это мыслить и работать на перспективу, чётко планировать свою работу. Процесс стратегического планирования и управления определяет нашу деятельность на 5 лет. Это долгосрочное планирование деятельности колледжа с указанием направлений развития, разработкой стратегических целей и задач по всем выбранным направлениям.
Внедрение СМК позволило увидеть и установить тесную взаимосвязь процессов жизненного цикла с ресурсными процессами, а также усовершенствовать структуру управления.
Анализ деятельности колледжа со стороны высшего руководства, а это есть ничто иное как годовой отчёт, более масштабно высветил нашу работу , включая все достижения и неудачи как в процессах жизненного цикла, так и в ресурсных процессах, что позволяет отследить причинно-следственную связь всех несоответствий, чётко спланировать деятельность колледжа на следующий учебный год с учётом корректирующих и предупреждающих действий по всем несоответствиям.
Нельзя сказать, что работа по разработке и внедрению СМК шла легко и гладко. Возникали в процессе работы и определенные трудности.
Сложным явился процесс доведения до сознания каждого члена коллектива значимости и необходимости этой работы. Предстояло проделать кропотливую разъяснительную работу с коллективом, пока каждый член коллектива, а он у нас не маленький (112 преподавателей и 74 сотрудника) увидел и осознал своё место, ответственность и взаимосвязь в работе всего учебного заведения.
Далее следует отметить, что стандарт СТ РК ИСО 9001-2001 ориентирован на предприятия промышленного производства, что в определенной степени тоже явилось сложностью. Так как колледж политехнический и костяк коллектива составляют инженеры – педагоги многие термины и понятия стандарта необходимо было переосмыслить применительно к образовательной деятельности. В частности убедить что под термином продукция следует понимать образовательную услугу, как результат деятельности среднего профессионального учебного заведения. Надеемся, что в будущем учебные заведения, планирующие внедрение СМК в свою деятельность, не встретятся с подобными трудностями, т. к. Государственная программа, упомянутая выше, предусматривает разработку и внедрение гармонизированных с ИСО 9001-2000 стандартов системы менеджмента качества для учебных заведений технического и профессионального образования.
Не менее трудным было установление мер качества, критериев процессов и методики их измерения. Определенное недопонимание здесь может привести к процентомании.
Следующая сложность, на которую обязательно нужно обратить внимание – это обратная связь с работодателями. На сегодняшний день работодатели охотно принимают наших выпускников на работу, но, к сожалению, они мало заинтересованы в том, чтобы информировать нас о своей удовлетворенности нашими специалистами и вести в этом направлении постоянное сотрудничество. Внедрение СМК требует поэтапного решения этой проблемы. Считаем, что в значительной степени в решении данной задачи поможет Государственная программа, предусматривающая внедрение системы содействия трудоустройству обучающихся и карьерного руководства обучающимися.
В завершении хочется сказать, что работа по внедрению СМК сложная, но необходимая. Важно отметить, что внедрение СМК коренным образом не ломает действующую систему управления, а направлена на улучшение деятельности колледжа, повышение результативности всех процессов с учётом потребностей заинтересованных сторон.
Какова же эффективность от проекта, которую мы видим уже сейчас и ожидаем в перспективе?
Для руководства колледжа:
- конкурентоспособность выпускников колледжа на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг, и как следствие увеличение конкурса при приёме учащихся;
- повышение финансовой привлекательности колледжа для внутренних и внешних инвесторов;
- установление партнерских связей с крупнейшими ВУЗами области, республики;
- повышение удовлетворенности всех потребителей образовательных услуг;
- постоянное улучшение процессов деятельности колледжа;
- преимущество при проведении тендера на получение гос. заказа на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием;
- повышение ответственности сотрудников на всех уровнях учебной и административной деятельности по управлению качеством образовательных услуг, сплочённость коллектива вокруг идеи качества.
Для сотрудников:
- унифицированная, прозрачная для всех сотрудников и учащихся система управления качеством предоставления образовательных услуг;
- повышение условий профессиональной, социальной, этической подготовки учащихся за счет снижения вариабельности процессов СМК;
- повышение ответственности всех сотрудников колледжа за качество образования;
- улучшение культуры, инфраструктуры и производственной среды колледжа;
- вовлечение сотрудников в решение стратегических задач.


Литература:
Государственный стандарт РК Система менеджмента качества Основные положения и словарь СТ РК ИСО 9000-2001
Государственный стандарт РК Система менеджмента качества Требования СТ РК ИСО 9001-2001
Государственная программа развития технического и профессионального образования в РК на 2008-2012 годы. Утверждена Указом Президента РК от 1 июля 2008 года № 626.
Астана, 2008 г.

Категория: СМК

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 
Заказать звонок